Первая конфликтная фаза делится на два периода: первый — с
начала полового созревания, то есть приблизительно с 12 лет, до 17 лет, когда
отношения между представителями противоположных полов ещё неуклюжи и сложны. И
второй — с 17 до 25 лет, когда юноша и девушка начинают идти по жизни «в ногу»,
стремясь совместными усилиями устроить свою эмоциональную и сексуальную жизнь.
Как я уже отмечала в предыдущем разделе, у мальчиков чуть ли
не с момента достижения половой зрелости сексуальное напряжение за короткий
промежуток времени доходит до максимального уровня, что соответствует большим
возможностям в завязывании сексуальных контактов. В этой фазе развитие
эмоциональности мальчика ещё не выходит за рамки отцовской любви и дружбы с
ровесниками своего пола. К девочкам‑сверстницам мальчики относятся с некоторым
недоверием, а сексуальное напряжение снимается у них непроизвольным
семяизвержением во время эротических сновидений или онанизмом.
У девочек при низком уровне сексуального напряжения
значительно раньше начинает проявляться стремление к эмоциональной любви, когда
они ищут партнёра, которого можно превратить в «собственность», не испытывая
при этом потребности в половой близости. Механизмы сексуальной возбудимости у
них ещё несовершенны. Развитие эротической чувствительности и нормальной
функции многочисленных рецепторов кожи и половых органов — длительный и очень
сложный процесс, и богатая эмоциональность помогает девочкам легче перешагнуть
порог детства.
Мальчик, который в этот период испытывает чрезмерное
сексуальное влечение, ищет общения с девочками с интересом и любознательностью
неопытного щенка (как образно выразилась одна из моих молодых пациенток).
Прикоснуться, подсмотреть — этим занято его воображение.
У юноши появляется неосознанная тяга к физической близости с
целью снятия сексуального напряжения, хотя его эмоциональность находится в зачаточной
стадии развития. При этом он избегает брать на себя какие‑либо обязательства
или давать обещания, поскольку девушка для него в этот период жизни — лишь
объект, открывающий новизну чувственных познаний. Замечено, что чем
сообразительнее и начитаннее юноша, тем искуснее он может изобразить видимость
любви. Быстро сориентировавшись и поняв, что ради достижения намеченной цели
надо активнее воздействовать на воображение девушки, он заучивает набор фраз о
любви, шантажирует свою партнёршу тем, что перестанет с ней встречаться, если
она «не захочет доказать ему свою любовь», и т. п.
Все эти более или менее удачные средства пускаются в ход,
чтобы добиться желанной цели, на которую устремлены все его помыслы — полового
сношения с женщиной. Чтобы не быть голословной, приведу два отрывка из писем
старшеклассниц.
«Он говорил, что я должна ему отдаться, — пишет одна
девушка. — Приносил мне различные английские журналы, из статей которых
вытекало, что молодёжь на Западе живёт очень раскованно и половые связи между
молодыми никого не удивляют. Объяснял мне, что, находясь рядом, все время
вынужден сдерживать свои желания и это закончится в конце концов неврозом.
Уверял, что я слишком красива, чтобы сохранить невинность до замужества».
А вот другое описание переживаний, которые выпали на долю 16‑летней
девушки во время летних каникул: «Мы идём лесом, а точнее по тропинке, потому
что прямо через лес я не захотела с ним идти. Он ежеминутно заглядывает мне в
глаза, я улыбаюсь и вижу, что ему тоже смешно. Задерживаемся возле небольшого
пруда. Из‑за деревьев выбегает — словно спешит к нам навстречу — маленькая
косуля и мгновенно исчезает. Неужели рядом со мной тот самый парень, о котором
я столько мечтала? У него чудесные серые глаза, и он нравится мне больше всех
на свете. Он уже взрослый, ему девятнадцать лет, и у него есть паспорт. Вацек
кладёт руку на моё плечо, и я чувствую, как мне с ним хорошо. Мы идём молча, я
не убираю его руку и слегка поглаживаю её. Останавливаемся. Вацек спрашивает, о
чём я думаю. Я отвечаю, что восхищаюсь им. — Мною? — Замечаю
удивление на его лице. Продолжаем наш путь, хотя я не знаю, куда мы идём. Вацек
садится под дерево, притягивает меня к себе. Вначале я сопротивляюсь, но затем
уступаю, так как верю, что он ничего плохого мне не сделает. Мы ложимся на
траву — как в кино — и я смотрю на верхушки деревьев, а он, заметив мою
задумчивость, говорит, что я хочу от него избавиться. Отвечаю, что это неправда
— ведь я так сильно его люблю. Вацек меня целует, я не протестую — первый
поцелуй в моей жизни. Но я не хочу давать ему другого доказательства любви. Мы
поднимаемся с травы и идём дальше. Он молчит, а я думаю обо всём этом. Это его
„будь моей“ — конец света! Говорю ему, что он сумасброд. Отвечает, что я не
права, что у него все в порядке. Просит, чтобы я хотя бы присела рядом с ним.
Соглашаюсь. И повторяется то же самое — я постоянно говорю „нет“, потому что
просто боюсь этого. Встаю и наблюдаю за ним. Он говорит, что поссорится со
мной, я отвечаю, что нас ничто не связывает и он волен поступать так, как ему
заблагорассудится. Я ухожу, выбирая кратчайшую дорогу к бабушкиному дому, и
слышу, как он бросает мне вслед: „Ты ещё ребёнок, прощай и больше не попадайся
мне на глаза…“. Ну и что, — пишет девушка в конце письма, — как вам
нравятся мои каникулы? Сейчас‑то я уже понимаю: Вацек был прав, потому что все
парни одинаковы».
Если девушка уступает, то обычно одним «доказательством
любви» дело не заканчивается, за ним следуют другие, а затем наступает
беременность. И возникает вопрос: как жить дальше?
А юноша — если ему удаётся склонить к сожительству девушку
его возраста — вскоре убеждается, что его партнёрша не развита в сексуальном
отношении и слишком холодна. У него быстро пропадает к ней интерес, он обвиняет
её в половой холодности, которую считает чуть ли не врождённым недостатком, и
переключает своё внимание на другую «лёгкую добычу». Если он к тому же обладает
большим темпераментом и ему так и не удалось встретить мудрую партнёршу, то в
его жизни закрепляется крайне упрощённый и обеднённый стереотип физической
«мини‑любви». Нередко бывает, что он не расстаётся с ним и в зрелом возрасте,
выступая в амплуа соблазнителя, ведущего «счёт» доверившимся ему девушкам и
неспособного на полноценную любовь, предполагающую не только физическую, но и
эмоциональную близость.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.